Жизнь

Женщины вампиры в литературных источниках эпох и народов

Долгий путь от богинь до существ, живущих одними низменными инстинктами...

Всем довольно хорошо известна мужская фигура вампира, но кто же такая женщина-вампир? Нередко она считается кровожадным, чрезвычайно сексуальным и смертоносным существом. Как следует называть такую женщину? Термин «кровопийца» не указывает на половую принадлежность, «нечистая» — только лишь подчеркивает её негативную природу и не даёт никакой конкретизации, «вампирка» и «вампирша» — на слух пренебрежительно…

Термин «вампиресса», звучит немного лучше, хотя и ему не хватает чего-то особенного. Конечно можно попытаться придумать новые слова, например, «вампирена» или «вампирянка», но это звучит глупо и странно. К сожалению, многие языки представляют женскую суть как то не выразительно, и первыми были богини и их жрицы, матриархальные королевы, воительницы, как, например, у кельтов и женщины-правампиры.

В последние годы все больше внимания уделяется тому, насколько фигура женщины-вампира и её образ в целом связаны с гендерными вопросами. В западных странах всё чаще анализируют литературу с помощью современных исследовательских методов, таких как стандартные гендерные исследования и исследования, основанные на положениях квир-теории о природе гендера.

Было бы интересно рассмотреть историю развития образа вампира в литературе с учетом женской составляющей и женской природы в целом. Сразу нужно сказать, что в древности большинство вампиров были женщинами, а точнее их прямыми предшественницами.

Индийская богиня Кали

В индуистской мифологии присутствует яркий, запоминающийся образ богини Кали, которая считается самой жестокой и кровожадной в пантеоне индуистских богов. По сути Кали — это богиня-вампир. Даже демоны, которые отличались непоколебимостью и полным отсутствием страха, относились к ней с особым ужасом, на что у них были весомые причины.

Индийская богиня Кали

Как описано в поэме «Деви-махатмья» Кали одержала победу над могущественным демоном Рактавиджа, который был предводителем несметного войска асуров в походе против небожителей.

Ранее считалось, что этот демон неуязвим, поскольку каждая капелька его крови, упавшая на землю, давала ему возможность возрождаться вновь и вновь. Ситуация для богов осложнялась тем, что «клоны» демона Рактавиджа были автономны, по сути становясь самим демоном. То есть при каждой новой колотой или резаной ране армия Рактавиджа только росла и крепла.

Кровожадная, но отнюдь не глупая, Кали придумала как победить демона. В бою она схватила Рактавиджу и, высоко приподняв его над собой, пронзила острым копьем. Ну а после этого Кали выпила всю кровь демона, не дав ни одной заветной капле коснуться земли.

Однако победа над грозным демоном не прошла бесследно для самой бесстрашной богини. С времён тех героических сражений Кали вечно испытывает страшную жажду, и что самое печальное, мечтает она не только о крови демонов, но и крови всех других существ.

Первая жена Адама и демоница Лилит

Уже много столетий образ Лилит, возникший предположительно в Месопотамии, является характерной фигурой еврейской культуры и эпоса. По древней легенде, именно она была первой женой Адама, но в один прекрасный день перестала подчиняться своему мужу и ни с того ни с сего заговорила о равенстве между ними.

Первая жена Адама и демоница Лилит

Адам же не принял эти разговоры всерьёз и просто отмахнулся от неё. Лилит, в свою очередь, была настроена решительно и просто-напросто сбежала от ничего непонимающего супруга. После слёзных жалоб Адама Богу, тот направил в погоню за Лилит трёх Ангелов, которые быстро настигли беглянку.

Ангелы со странными толкиеновскими именами Самангелоф, Сеной и Сансеной знали своё дело туго, но и им было не под силу сломить дух первой феминистки планеты. Далее начинается странное, следуют события и вскрываются факты ни как не связанные ни с феминизмом, ни с борьбой за равноправие.

Под угрозой немедленного и тотального уничтожения Лилит призналась ангелам, что Яхве создал её для того, чтобы убивать младенцев. Так же она поклялась не трогать тех младенцев, которые имеют при себе определённые защитные амулеты, то ли с именами этих самых ангелов, толи с её собственным именем.

После допроса с пристрастием ангелы оставили в покое Лилит и убыли по своим божественным делам, не забыв наказать ослушницу. Точная форма и мера наказания остались неясными очертаниями в историческом тумане. Существует несколько версий страшной кары, но они не суть важны. Важно то, что с тех пор Лилит – это ночной демон и мать всех нечистых созданий.

Кроме своей основной задачи касающейся младенцев, которую демоница исполняет путём наведения порчи, питья крови, высасывания мозга и банальных убийств этих самых младенцев, непонимание и предательство Адама сделали мужчин «вторым фронтом» Лилит.

Любовь и ненависть к мужчинам переплетается и странным образом уживаются в демонице. Её страсть всегда неутолима и всегда опасна, она нередко овладевает мужчинами без их внутреннего желания, подчиняя себе их разум. Она — это противоположность доброй, покорной, любящей жене. Одно из самых любимых занятий демоницы — это пить понемногу и не спеша кровь у своей жертвы, вводя её в сон или транс.

Лилит — типичный образ правампира, которая наслаждается своей независимостью от мужчин, одновременно оставаясь чрезвычайно опасной и роковой для последних.

Женщины правампиры в Греческой и Римской мифологии

В греческой мифологии появились эмпусаи и ламии — демоны-женщины, которые питались кровью своих спящих возлюбленных. Что интересно, подобно «современным» вампирам, они могли принимать обличье животных и птиц.

Женщины правампиры в Греческой и Римской мифологии

Римская мифология также имела аналогичных существ — лемуров, которые были погибшими душами из загробного мира, возвращающимися, чтобы мучить живых. На вид они представляли из себя существ с исключительно бледными и изможденными лицами, в чём так же явно прослеживается связь с представителями кровососущих более позднего периода.

Эти фигуры возникают в литературе, в частности в произведении «Метаморфозы» Апулея. В полночь две жадные до крови ламии, обладая поистине нечеловеческой силой, легко вышибли дубовую дверь и пустили кровь путнику, хотя, в отличие от «современных» вампиров, для утоления жажды они использовали не острые клыки, а небольшой меч.

В рассказах Петрония и Лукана упоминаются стригои — ночные ведьмы, жаждущие крови, особенно детской, что сильно перекликается с румынским фольклором. Сумасшедшие вакханки или же бассариды, следовавшие за Дионисом, разрывали людей на части, и у них также было много общего с вампирами.

Истории, поверья и литература о вампирах в Европе

Как свидетельствуют исторические хроники, в средние века легенды о вампирах были широко распространены как в Европе, так и за её пределами. Мифы о вампирах ходили среди народов Скандинавии, Великобритании, Италии, Франции, Германии, но больше всего среди славянских народов в Венгрии, Румынии, особенно в Трансильвании, которая известна как место, связанное с вампирами благодаря «Дракуле» Брама Стокера, Древней Руси, а последствии России.

Вампиры в Европе

В те времена жители деревень по всей Европе могли сходу перечислить условия и действия, которые приводили к тому, что человек превращался в вампира.

В России каждый деревенский паренёк назубок знал, что осиновый кол — единственное действенное средство борьбы с вурдалаком.

В Румынии же длинный перечень специальных ритуалов и способов борьбы с вампирами был особенно полным и детальным и дожил аж до XX века.

Говоря о Европе можно отметить, что известная как в истории, так и в легендах, кровавая графиня Эржебета Батори, она же Елизавета, (1560 — 1614) жила именно в Венгрии. Она со своими близкими слугами была обвинена в убийстве нескольких сотен молодых девушек.

По словам литературоведа М. Джанион, прообразом Влада Цепеша для Брэма Стокера явилась именно графиня Эржебета Батори, женщина-вампир, которая поражала своей жестокостью и любовью к молодой девичьей крови.

Графиня Эржебета Батори

В процессе написания книги о «!великом румынском вампире» Стокер делал многочисленные записи, которые были как намётками произведения, так и своеобразным исследовательским материалом. Эти записи и дали основания для таких выводов.

С развитием романтического направления литературы вампиры стали постоянными персонажами в различных произведениях. Писатели всё чаще стали обращать свое внимание на народные мифы, истории и верования.

Коринфская невеста в творчестве Гёте

Первым примером строго литературного образа вампира женщины стала «Коринфская невеста», главная героиня баллады Иоганна Вольфганга Гете 1974 года. Раскрывая этот образ, автор ассоциирует вампиров с языческими верованиями и эротической ненасытностью — мотивы, которые будут использованы в будущих реализациях сюжетных линий как этого произведения, так и многих других.

Коринфская невеста

Тем, кто противостоит злу, теперь не достаточно креста и стали доброго меча. Теперь для победы они вынуждены сражаться не только с тёмными существами, но и со своими собственными страстями и тайными желаниями.

Например в литературе появился образ Лорда Артура Холмвуда, которому является девушка, ставшая не по своей воле вампиром, по имени Люси Вестерна. Эта красивая и соблазнительная женщина очаровывает своей чувственной улыбкой:

Мои руки жаждут тебя… Идем, отдохнем вместе…

Отрывок из романа «Дракула» Брэма Стокера

Главный персонаж «Коринфской невесты» — это умершая красивая девушка, которая возвращается из мира мёртвых к своему жениху, который клялся любить её вечно. Однако, для жениха его клятва в верности и безвременной любви становится фатальным приговором. Невеста девушка-вампир добивается своего, но останавливаться на достигнутом не собирается — кровавая жатва начата. Юноши Коринфа попадают под чары тёмных сил.

В конце произведения девушка-вампир обращается к матери-христианке и просит сжечь её, чтобы она могла обрести свободу и отправиться с своим древним богам:

Мать, услышь последнее моленье,
Прикажи костер воздвигнуть нам,
Свободи меня из заточенья,
Мир в огне дай любящим сердцам!
Так из дыма тьмы
В пламе, в искрах мы
К нашим древним полетим богам!»

Отрывок из «Коринфская невеста» (Гёте; А. К. Толстой)

Кармилла Джозефа Шеридана ле Фаню

Несомненно, самым знаменитым персонажем среди женщин-вампиров является Кармилла, которую сотворило воображение Джозефа Шеридана ле Фаню. Кармилла, она же графиня Миркалла Карнштейнская, стала главным объектом при изучении сути женщин-вампиров, начиная с произведения Марии Джанион.

Миркалла Карнштейнская

Кармилла Джозефа Шеридана ле Фаню изменяет традиционные роли женщин в викторианском обществе, присущие по мнению «правильным» женщинам этого общества как в жизни, так и в литературе. Она проявляет сексуальную активность и выказывает страсть, что в те времена ни как не соответствовало типичной викторианской доктрине, ведь женская страсть — это нечто нездоровое и неправильное. С учётом того, что объектом любви Кармиллы становиться так же женщина, то её несоответствие неким канонам приобретает ярко выраженный характер.

Судьба Кармиллы конечно предрешена. Зло должно быть уничтожено и наказано за свои злодеяния. Но что на счёт Лоры, той кто был объектом притязаний графини Миркаллы. Вполне логично, что аналогичная кончина ждёт и её. До тех пор, пока она была беспомощной и невинной жертвой, ей всё прощалось. Однако осознание своих собственных желаний и страсть, которую она вызывает приведут всё к закономерному концу.

Женщины вампиры Кларимонда, Эбигейл и другие

Кларимонда, роковая невеста Готье из «Страны грез», одновременно является вампиром и куртизанкой. Её возлюбленные умирали загадочными смертями, да сама она много раз умирала, но всегда воскресала. Чтобы подчеркнуть извращенность женщины-вампира, Готье делает её жертвой одного молодого священника по имени Ромуальд. В итоге, несмотря на освобождение от чар тёмной сущности, Ромуальд будет помнить Кларимонду всю оставшуюся жизнь.

Женщины вампиры
Главная героиня рассказа Пауля Хейзе, Эбигейл, излучает холодную и бесстрастную сексуальность женщины-вампира. Ранее застенчивая, сейчас она ночью проникает в комнату своего бывшего воздыхателя и открыто рассказывает ему о своей любви. В произведении Эбигейл описана в духе пренебрежения к женщинам — женщина красивое, но животное.

…в ужасе пытаясь освободиться из её объятий, но её мягкие, холодные губы впились в мои; я пытался вырваться из переплетения этих рук; но мягкие «змеи» сжали мою шею подобно стальным обручам…

Отрывок из «Прекрасная Абигайль» Пауля Хейзе.

Образ прекрасных нежных рук Эбигейл выступает неким якорем в произведении Пауля Хейзе и это не спроста. Ведь в финальной части рассказа её руки, как змеи, нежно, но крепко и смертельно обвивают шею жертвы.

Женщины вампиры на улице старого города

Тема вампиров и непосредственно женщин-вампиров в литературе долгое время нередко отображала подсознательный страх мужчин перед естественной женской сексуальностью и властью.

В произведениях XIX века, таких как «Превращение вампира» Бодлера или «Вампир» Реймонта, женщины представляли собой падших роковых соблазнительниц, олицетворяя собой отвергнутую мужчинами, как противоестественную, женскую чувственность и страстность.

Интересно, что рассматривая такое явление как «добрый архетип» вампира, мы вряд ли сможем найти в литературе достойную кандидатуру на это «престижное» звание среди женского пола, что ещё раз подтверждает правильность итогового вывода.

Это факт, что постепенно из божественных, пусть чаще и не «добрых», существ женщины-вампиры превратились в глазах мужчин в нечто, чем управляют лишь низменные инстинкты и единственный правильный и в принципе возможный выход из подобных порочных отношений — это смерть. Не кажется ли, что такой устаревший викторианский стереотип пора заменить на более современный и позитивный образ сильной женщины…

Публикации по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»