Жизнь

Истоки историй о вампирах в современной культуре

Знакомство с образом вампиров и суть явления «доброго архетипа» кровососов...

Добрый кровосос — тема, которая стала довольно распространённой в современной медийной и общекультурной сферах жизни. Образ положительного вампира, которого как минимум тяготит его собственная природа, уже давно не единичен в литературе и кинематографе. Откуда попали в современные произведения различные образы вампиров и их принципиальные отличия.

Эдвард из «Сумерек»: яркий представитель «хороших вампиров»

Скорее всего большинство смотрели или хотя бы слышали о нашумевшем сериале про вампиров под названием «Сумерки». «Сумерки» основаны на романе-бестселлере о запретной любви между смертной девушкой Беллой и бессмертным вампиром Эдвардом.

Вампир Эдвард и Белла
«Twilight» от режиссёра Кэтрина Хардвика

Подобно Ангелу из сериала «Баффи — истребительница вампиров», юношу-вампира Эдварда преследует собственное бессмертие и инстинкты и он как бы «застрял между двумя мирами».

Эдвард из «Сумерек». Возможно он самый «чистый» представитель породы, которую я бы назвал «хорошими вампирами»: он невинен, поскольку унаследовал свой вампиризм от родителей и, в довершение ко всему, избегает пить человеческую кровь любой ценой.

Его образ заставил меня задуматься о тенденции современной массовой культуры изображать романтичных, добрых вампиров. Дракула Френсиса Копполы, вампир Луи в «Интервью с вампиром» или Ангел из «Баффи» сразу же приходят на ум. Это заставило меня задуматься: что является прототипом «хорошего вампира»?

Чтобы выяснить это, я подумал вернуться к истокам современных историй о вампирах. В конце строки я заново открыл для себя одну легендарную летнюю ночь 1816 года…

«Франкенштейн» Мэри Шелли и «Вампир» доктора Полидори

Темной и ненастной ночью в Швейцарии несколько прославленных друзей встретились на вилле лорда Байрона под названием Диодати. Среди приглашенных наиболее известными были Перси Шелли, признанный классик британского романтизма и его жена Мэри Шелли. Менее известным персонажем был доктор Джон Полидори. Лорд Байрон придумал конкурс: каждый должен написать свою сверхъестественную историю.

В результате этого конкурса возник «Франкенштейн или Современный Прометей» Мэри Шелли. Тем не менее, была вторая книга, о которой сегодня почти забыли: «Вампир» доктора Полидори. По иронии судьбы одна дождливая ночь смогла породить два главных монстра двадцатого века: детище Франкенштейна и Вампира, позже названного Дракулой.

Виктор Франкенштейн
Виктор Франкенштейн и его помощник Игорь из фильма Пола Макгигана

Возможно, стоит добавить, что эти два персонажа совершенно противоположны с моральной точки зрения. Доктор Франкенштейн у Шелли — человек с благими намерениями, хотя и заблуждающийся, человек, чья жажда знаний приводит к созданию монстра. В противовес первому вампир Полидори — это чудовище, скрывающееся за образом человека с благими намерениями.

Возможно ли, что тема «хорошего вампира» восходит к «Франкенштейну» Шелли? Между этими двумя фигурами есть некоторая связь, но вампир не франкенштейновский ученый: его обычно изображают аристократом. Возможно, следует углубиться в анализ вампира Полидори.

Лорд Ратвен
«Вампир» Полидори — лорд Ратвен

Главный герой «Вампира» Полидори, лорд Ратвен, как и более поздний граф Дракула, — во многом утонченный, притягательный джентльмен, который буквально гипнотизирует всех в своем присутствии. Однако под этим безупречным внешним видом скрывается хищник, который питается живыми и живёт за счёт них без тени сожаления.

Неожиданная трансформация. Ставший уже классическим образ вампира представляет собой странное сочетание фольклора и культуры. В фольклоре различных народов вампир — это не более чем чудовище, которое встаёт из могилы, чтобы пить кровь живых. Однако вампир Полидори — нечто совершенно иное: утонченный аристократ, который лишь по странному обстоятельству спит в гробу. Как произошла такая мутация?

Некоторые предполагают, что прототипом лорда Ратвена является сам лорд Байрон. В то же время не следует забывать, что Полидори писал свою работу в эпоху, когда понятие Бессмертного было введено в литературу основополагающей книгой Уильяма Годвина (отца Мэри Шелли) «Святой Леон».

Бессмертный «Святой Леон» Уильяма Годвина и «Святой Ирвин» Перси Шелли

В романе Святой Леон» рассказывается об харизматичном дворянине Графе Реджинальде, который получает алхимический эликсир жизни у таинственной личности по имени Франческо Зампьери. Граф Реджинальд он же Святой Леон — довольно доброжелательный джентльмен, основным мотивом к действию которого является помощь людям и человечеству в целом, но в конечном итоге его мучает проклятие бессмертной жизни.

Святой Леон
Иллюстрация с обложки книги «St. leon» (novel) — художник Томас Хадсон

Именно идею «одержимости бессмертием» осуждает Годвин. В своем романе он рисует и закрепляет литературный образ «проклятого бессмертного», скитальца, который не может найти покоя.

Образ созданный Годвином в «Святом Леоне» почти сразу же был подхвачен Перси Биши Шелли, его зятем, который опубликовал крайне похожую на оригинал версию романа своего тестя.

Перси Биши Шелли
Воссозданный нейросетью портрет Перси Шелли (Alfred Clint)
Перси Шелли написал роман под названием «Святой Ирвин, или Розенкрейцер», который был опубликован в декабре 1811 г. в издательстве Джона Стокдейла в Лондоне. Здесь снова у нас присутствует благородный джентльмен Вольфштейн, которому таинственный итальянец по имени Джинотти обещает вечную жизнь. И все же версия Шелли заметно мрачнее: Джинотти получает эликсир от самого дьявола, в драматическом финале благородный Вольфштейн сгорает дотла, а Джинотти теряет рассудок и заканчивает жизнь в полном душевном мраке.

Выводы об истоках «добрых вампиров» наших дней

Я не знаю, читал ли Полидори Годвина и Шелли, но думаю, что это весьма вероятно. Мари Малви-Робертс также кратко указал на связь между «Вампиром» Полидори и «сюжетом бессмертных». В любом случае фигура одинокого и аристократического джентльмена, который скитается по земле из-за своего проклятого бессмертия, имеет определенное сходство с лордом Ратвеном и графом Дракулой.

Однако у Полидори одинокий аристократ сопоставим со зловещей фигурой «таинственного незнакомца» (Зампьери или Джинотти) и, таким образом, становится двуличным злодеем.

Для сравнения, и Годвин, и Шелли, кажется, относятся к благородной фигуре с определенной симпатией: святой Леон, в конце концов, ошибается лишь в том, что имеет человеческие стремление присущие большинству людей, он одержим молодостью и бессмертием. На самом деле в загадке Святого Леона и Вольфштейна есть странная актуальность, которая вызывает вопрос: если бы кто-то предложил вам дар вечной жизни, разве вы не приняли бы его?

Интервью с вампиром Брэд Питт фото
«Переживающий» вампир из фильма «интервью с вампиром»

Именно с этим сочувствующим образом бессмертного, я думаю, мы можем сравнить нынешний мотив «хорошего вампира», а не с представлениями и интерпретацией Полидори и Стокера. Персонаж Полидори, разумеется, послужил прототипом определённого типа вампира; но Дракула Френсиса Копполы, Ангел Джосса Уидона и Эдвард из «Сумерек» больше похожи на несчастного святого Леона Годвина, чем на злого лорда Ратвена. Все они «проклятые бессмертные», расплачивающиеся за свое бессмертие.

Публикации по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»