Сегодня я попытаюсь рассказать об идентичности нави и их религии с точки зрения Парацельса. Напомню, что Парацельс был передовым философом, алхимиком и врачом, жившим в XIV веке. Я не утверждаю, что Джеймс Кэмерон обязательно был знаком с теориями Парацельса, но следует иметь в виду, что идеи Парацельса оказали сильное влияние на развитие западной культуры, хотя степень их влияния еще предстоит исследовать.
Люди Нави и «духи» Парацельса
Одна из первых вещей, которые вы замечаете в людях Navi, — это их размер. Они примерно в два раза крупнее обычных людей. Они живут в густом лесу, в содружестве со всеми животными и растениями. Они могут «летать», становясь единым целым со своими драконами, и развили способность падать с огромной высоты, не получая при этом серьезных повреждений.
Все эти характеристики сразу же навели меня на мысль о мифологии сильфов, восходящей к размышлениям Парацельса. Парацельс написал странную небольшую работу под названием «Книга нимф, сильфов, пигмеев, саламандр и других духов». Согласно Книге Сильфов, в природе есть духи, которые живут в каждой из четырех стихий: воде, огне, воздухе и земле.
Виды «духов» по Парацельсу:
- Водяные существа — ундины или нимфы.
- Огненные — саламандры.
- Воздушные — сильфы или сильвестры.
- Земные — гномы или пигмеи.
Каждый из них имеет свои особенности и взаимоотношения с людьми. Из всех них сильфы кажутся наиболее человечными. Парацельс говорит нам, что они «похожи на людей», за исключением того, что живут в лесу, «грубее, мощнее, выше и сильнее», чем люди.
В духе Возрождения Парацельс утверждал, что у них нет души, поскольку душа предназначена только для людей. В остальном они не сильно отличаются от нас: они работают, едят и разговаривают так же, как и люди.
Конечно, я не говорю, что Кэмерон читал Парацельса, вероятнее даже, что не читал, однако позже мифология элементалей (духов) проникла и в романтическую литературу, и в оккультную традицию. Не исключено, что Кэмерон мог столкнуться с этими понятиями в той или иной форме, что повлияло на его взгляды и как следствие на устройство мира «Аватара».
Пантеизм Парацельса и Аватара
Тем не менее, фильм Кэмерона пошёл даже дальше традиционной мифологии, представляя, какой должна быть религия воздушных людей. Поскольку они лесной народ, вполне естественно, что их вера сосредоточена на поклонении Природе и в основе своей пантеистична.
В древнем мире пантеистических воззрений придерживались в основном стоики и эпикурейцы, а в современном мире самым известным философом-пантеистом является еврейский мыслитель Барух Спиноза.
В настоящее время появляются всё новые пантеистические верования, поскольку представления о живой Природе и священной Земле стали более распространенными.
Пантеизм ставит знак равенства между Богом и природой и обычно выражается утверждением, что «Бог есть всё».
Пантеизм, обычно ассоциируемый с мыслью Нью Эйдж, проник в некоторые научные теории. В этом смысле, теория Геи (Gaia hypothesis) Джеймса Лавлока кажется наиболее близкой к пантеизму. Действительно, теория Геи Лавлока и концепция духа Пандоры Кэмерона очень похожи.
Некоторые мыслители также считали Парацельса и его последователей пантеистами. Между мыслями Парацельса и пантеизмом действительно существует некоторое родство. Парацельс часто говорил о природе как о божественном и считал, что врачи должны вдохновляться ею. Для него не было сомнения в том, что вселенная божественна и что Бог всегда присутствовал в ней.
Бог и природа в понимании последователей Парацельса
Парацельсианцы любили заявлять, что Бог субстанциально существует в Природе. Иногда Природа даже рассматривалась как фактическое продолжение Бога, а не как творение, согласно ортодоксальной иудео-христианской традиции. Следовательно, жизнь парацельсианцов была посвящена раскрытию секретов природы, чего можно было достичь с помощью мистического опыта.
Благодаря своему труду и вере они могли надеяться быть просвещенными мистическим «светом Природы». Важно иметь в виду, что энтузиазм Парацельса по отношению к природе оказал важное влияние на европейскую мысль и способствовал появлению отдельных направлений современной науки.
Материя не отделима от духа, а бог вездесущ, он как в природе, так и вне её границ.
Однако парацельсианцы никогда не соглашались отделить материю от духа, как это сделала наука. Их вера в присутствие Бога в природе противоречила этой идее. Более того, что не менее важно, парацельсианцы не были настоящими пантеистами в чистом смысле этого слова: они верили, что Бог находится как внутри природы, так и вне её.
Мода на концепции живой Природы
Сегодня концепции живой Природы, кажется, снова в моде, хотя мало кто помнит наследие Парацельса. Разочарование в разъединении духа и материи, совершенное классической наукой, породило новую модель мышления, признающую присутствие духа в материи. Хорошими примерами этого являются теория Геи, системное мышление и наука о сложности.
Однако огромную пропасть между Богом и наукой исправить нелегко. По-видимому, пантеизм более дружелюбен к науке, чем вера в божественность как внутри, так и вне природы. «Внутренний» Бог гораздо более поддается научному исследованию, чем «внешний» Бог, который оставался бы в стороне от методов науки.
Таким образом, точка зрения, предложенная концепцией Аватара, является точкой зрения «новой науки», как её часто называют — движение, оставляющее место божественному в Природе, но отвергающее идею духа вне её. Интересно, что этот новый дискурс очень близок к феминистским представлениям о «Матери-Земле», отсюда и выражение божественности «Аватара» как Эйвы, богини Пандоры.