У основания христианской каббалы стоит один человек: Джованни Пико делла Мирандола, подлинный «enfant terrible» европейского Возрождения. В возрасте 23 лет, в 1486 году, Пико написал и отправил Папе Римскому 900 тезисов по теологии и философии, которые он предложил обсудить со всеми желающими.
Девятьсот тезисов Пико делла Мирандола
К своим тезисам он присоединил вступительную речь о достоинстве человека, которая стала классическим утверждением мировоззрения эпохи Возрождения. Прискорбно, что сегодня его больше всего помнят за это заявление о человеческом достоинстве, а не за другие его новаторские работы.
К несчастью для Пико, церковные чиновники Ватикана не были настроены на споры с молодым и дерзким графом и вместо этого приступили к анализу 900 тезисов сквозь призму католической догмы. Они нашли 13 утверждений, подозрительных на наличие ереси, и из них им не понравилось особенно одно:
«Нет науки, удостоверяющей нас в божественности Христа, кроме магии и каббалы»
Пико согласился отказаться от осужденных тезисов, но позже опубликовал «Апологию», в которой почти полностью подтвердил все его идеи. Это, конечно же, очень не понравилось Папе, и Пико пришлось бежать во Францию, чтобы избежать тюремного заключения.
После многих «приключений» Пико вернулся во Флоренцию, где и умер всего в 31 год, очевидно, отравленный с помощью мышьяка членом знаменитого дома Медичи. Кстати, незадолго до отравления Пико стал монахом вступив в братство Доминиканского ордена, поэтому и был похоронен в одном из доминиканских монастырей там же во Флоренции.
Каббала, как аргумент христианской веры
Пико называют последователем и учеником философа Марсилио Фичино. Они разделяли интерес к неоплатонической, герметической философии и магии, но Пико не думал, что этого достаточно. Его привлекало таинственное искусство каббалы, о котором ему рассказывали еврейские ученые.
Вдохновленный своим учителем-каббалистом Флавием Митридатом, Пико в раннем возрасте решил выучить иврит, чтобы он мог читать Библию и Каббалу в оригинале. Он также извлек выгоду из латинских переводов Митридата.
К тому времени, когда он написал свои знаменитые 900 тезисов, Пико уже был в состоянии погрузиться в серьёзные каббалистические рассуждения. Его работа была вдохновлена некоторыми из самых известных каббалистов того периода, такими как Авраам Абулафия, Менахем Реканати или Джозеф Гикатилла.
Тем не менее Пико думал, что увидел в каббале то, чего не смогли увидеть еврейские ученые: доказательство верности христианской веры.
Несмотря на свои юношеские выходки, Пико был очень религиозным человеком, склонным к мистическим порывам. Он видел за каббалистическими рассуждениями доказательство того, что Иисус был сыном Божьим, аргумент, который Пико пытался использовать для обращения евреев и еретиков.
Пико интересовался двумя видами каббалы, которые он описал в своих трактатах довольно подробно:
- каббала сефирот;
- каббала божественных имен.
В основе сефиротической каббалы лежат классические книги Сефер Йецира (Книга Творения) и Зоар (Книга Великолепия), с которыми был знаком Пико.
Гематрия в философии и воззрениях Пико
Однако Пико привлекала и другая разновидность каббалы: гематрия, или комбинации еврейских букв. Перестановки основаны на своеобразном характере еврейского алфавита, состоящего из согласных, имеющих определенное числовое значение.
Гематрию особенно защищал известный каббалист 13-го века Авраам Абулафия, один из главных источников Пико. Абулафия считал, что комбинации букв, особенно комбинации имен Бога (шемот), высвобождают мощные энергии во вселенной, и Пико перенес эту философию в христианскую каббалу.
Пико, который интересовался магией так же, как и его старший Фичино, считал, что каббала может сделать магию мейнстримом и освободить ее от «черных» коннотаций.
Фактически, он заявил, что никакая магия не хороша, кроме той, которая использует каббалу.
В этом он создал союз между христианской каббалой и магией, который многие ретракторы позже использовали, чтобы обвинить всех христианских каббалистов в том, что они черные маги или поклонники дьявола.
Тем не менее, каббалистическое наследие Пико для христианского мира сохранилось на несколько сотен лет. Оно перешло от классических выражений Иоганна Рейхлина и Корнелиуса Агриппы к парацельсийским спекуляциям, розенкрейцерству и масонству, вплоть до Золотой Зари, Алистера Кроули и Дион Форчун.