Жизнь

О трех типах каббалы — сефиротическая, экстатическая и лурианская

Понятия, типы и суть направлений каббалы...

Поскольку в прошлой статье я рассказал о христианской каббале, здесь я решил остановиться на еврейской каббале, с оговоркой, что я не считаю себя особым специалистом в этом вопросе. Выводы в моей статье опираются в основном на информацию из книг и статей признанных ученых-каббалистов – Гершома Шолема и Моше Иделя.

Основываясь на своих выводах, я бы в целом разделил каббалу на три основные категории: сефиротическую, экстатическую и лурианскую. Каждую из них я попытаюсь объяснить подробно и по сути.

1. Сефиротическая или Зоарическая каббала

Это направление или тип наиболее известен современности. Он был описан как «теософско-теургический» в том смысле, что он включает в себя сложную космологию и метафизику, а также человеческие усилия по объединению нижнего мира с высшим.

Бог

Сефиротическая каббала продукт почти исключительно еврейской диаспоры (евреи-сефарды) в испанском средневековье.

Их высшим достижением является ЗоарКнига Великолепия, написанная в XIII веке, предположительно каббалистом Моисеем де Леоном.

Согласно Зогару и другим писаниям, Бог есть Эйн-Соф, неопределимое, неописуемое божество. Из этой бесконечности Он проецирует себя в три начальных эманации, первые три сфиры.

Три первые сфиры:

  • Кетер — Корона;
  • Хохма — Мудрость;
  • Бина — Понимание.

Они, в свою очередь, производят низшие семь.

Семь низших сфир:

  • Даат -Знание;
  • Хесед — Милосердие или Доброта;
  • Гвура — Сила или Могущество;
  • Тиферет — Красота;
  • Нецах — Победа;
  • Ход — Слава;
  • Йесод — Основание;
  • Малкут — Королевство или монархия.

Эманации динамичны и создают между собой сложные отношения — часто говорят, что связи важнее самих эманаций.

2. Каббала Божественных Имен

Хотя сефиротическая каббала тогда была самой влиятельной формой, она была не единственной. В то же самое время, когда сефиротические спекуляции были на подъеме в Испании, был разработан новый тип Каббалы, экстатический, также называемый Каббалой Божественных Имен (ха-Шмот).

Каббала Божественных Имен

Эта экстатическая каббала была популяризирована одним человеком: Авраамом Абулафией, жившим в конце XIII века, примечательной во всех смыслах фигурой. Абулафия был смелым и противоречивым человеком, который однажды попытался ворваться во дворец Папы, чтобы проповедовать и обратить его в иудаизм.

Он также резко выступал против сефиротической каббалы, которую считал политеистической по своей сути. Вместо этого он предложил сложный метод достижения достижения божественного откровения через медитацию и манипулирование Именами Бога.

Каббала Абулафии сосредоточилась на сочетаниях букв и нескольких техниках, о которых кратко вы можете прочитать в статье «Основание христианской каббалы» о Пико делла Мирандола.

Техники Абулафии:

  1. Гематрия.
  2. Нотарикон.
  3. Темура.

Результатом стала внутренняя трансформация и обретение пророческой силы. На самом деле именно эта версия каббалы оказала большое влияние на раннехристианских каббалистов, особенно на Пико делла Мирандола и Иоганна Рейхлина.

3. Лурианская каббала

Наконец, я расскажу о лурианской каббале, важном, значимом и увлекательном движении каббалы XVI века. Лурианская версия рассматривается как результат исторического кризиса в еврейской культуре, вызванного изгнанием евреев из Испании и Португалии в 1492 году.

Сотворение вселенной

Переворот подразумевал переоценку традиционных каббалистических знаний и привел к синтезу Исаака Лурии, раввина из Цфата в Палестине. Сам Лурия ничего не писал, но его учение распространялось на весь еврейский мир его учениками, например таким как Хаим Виталь.

Суть лурианской каббалы. Направление характеризуется упором на космологию и историю божественного творения. Согласно ей, Бог сотворил мир путем сжатия, а не расширения (как мы это обычно понимаем). Из остатков света образовался Первочеловек, Адам Кадмон, которые далее излучали свет в Сефирот как «сосуды-получатели». К сожалению, гармоничный процесс был прерван катастрофой, именуемой «разбиением сосудов» — сфирот не вместили свет и разбились. Событие ознаменовало вхождение зла в мироздание и пленение искорок света – человеческих душ – в материю.

Особенности лурианской каббалы

Несмотря на столь проработанное мифологическое видение, лурианская каббала была твердо ориентирована на человека. Каждый человек был обязан участвовать в работе по восстановлению (тиккун) мира в его первоначальное состояние.

До обретения собственного спасения неспасенные были обречены на цикл перевоплощений.

Лурианская каббала была строго ритуальна и ориентирована на молитву, и все они, как считалось, служили цели тиккун .

Значение Лурианской каббалы. Бесспорно, что это течение оказало огромное влияние на еврейскую культуру и по сей день остается самой важной ветвью современного еврейского мистицизма.

Однако именно сефиротско-зоарическая каббала стала наиболее известной благодаря выдающимся академическим исследованиям, проведенным одним человеком, Гершомом Шолемом.

До него ученые избегали изучения каббалы как иррациональной и устаревшей веры. Тем не менее благодаря усилиям Шолема академия обратила внимание на результаты его исследования.

Сегодня ученые-каббалисты, такие как Моше Идель и Йозеф Дан, продолжают традицию, заложенную Шолемом, и привносят новые перспективы в её изучение.

Публикации по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»