Поскольку в прошлой статье я рассказал о христианской каббале, здесь я решил остановиться на еврейской каббале, с оговоркой, что я не считаю себя особым специалистом в этом вопросе. Выводы в моей статье опираются в основном на информацию из книг и статей признанных ученых-каббалистов – Гершома Шолема и Моше Иделя.
Основываясь на своих выводах, я бы в целом разделил каббалу на три основные категории: сефиротическую, экстатическую и лурианскую. Каждую из них я попытаюсь объяснить подробно и по сути.
1. Сефиротическая или Зоарическая каббала
Это направление или тип наиболее известен современности. Он был описан как «теософско-теургический» в том смысле, что он включает в себя сложную космологию и метафизику, а также человеческие усилия по объединению нижнего мира с высшим.
Сефиротическая каббала продукт почти исключительно еврейской диаспоры (евреи-сефарды) в испанском средневековье.
Их высшим достижением является Зоар — Книга Великолепия, написанная в XIII веке, предположительно каббалистом Моисеем де Леоном.
Согласно Зогару и другим писаниям, Бог есть Эйн-Соф, неопределимое, неописуемое божество. Из этой бесконечности Он проецирует себя в три начальных эманации, первые три сфиры.
Три первые сфиры:
- Кетер — Корона;
- Хохма — Мудрость;
- Бина — Понимание.
Они, в свою очередь, производят низшие семь.
Семь низших сфир:
- Даат -Знание;
- Хесед — Милосердие или Доброта;
- Гвура — Сила или Могущество;
- Тиферет — Красота;
- Нецах — Победа;
- Ход — Слава;
- Йесод — Основание;
- Малкут — Королевство или монархия.
Эманации динамичны и создают между собой сложные отношения — часто говорят, что связи важнее самих эманаций.
2. Каббала Божественных Имен
Хотя сефиротическая каббала тогда была самой влиятельной формой, она была не единственной. В то же самое время, когда сефиротические спекуляции были на подъеме в Испании, был разработан новый тип Каббалы, экстатический, также называемый Каббалой Божественных Имен (ха-Шмот).
Эта экстатическая каббала была популяризирована одним человеком: Авраамом Абулафией, жившим в конце XIII века, примечательной во всех смыслах фигурой. Абулафия был смелым и противоречивым человеком, который однажды попытался ворваться во дворец Папы, чтобы проповедовать и обратить его в иудаизм.
Он также резко выступал против сефиротической каббалы, которую считал политеистической по своей сути. Вместо этого он предложил сложный метод достижения достижения божественного откровения через медитацию и манипулирование Именами Бога.
Каббала Абулафии сосредоточилась на сочетаниях букв и нескольких техниках, о которых кратко вы можете прочитать в статье «Основание христианской каббалы» о Пико делла Мирандола.
Техники Абулафии:
- Гематрия.
- Нотарикон.
- Темура.
Результатом стала внутренняя трансформация и обретение пророческой силы. На самом деле именно эта версия каббалы оказала большое влияние на раннехристианских каббалистов, особенно на Пико делла Мирандола и Иоганна Рейхлина.
3. Лурианская каббала
Наконец, я расскажу о лурианской каббале, важном, значимом и увлекательном движении каббалы XVI века. Лурианская версия рассматривается как результат исторического кризиса в еврейской культуре, вызванного изгнанием евреев из Испании и Португалии в 1492 году.
Переворот подразумевал переоценку традиционных каббалистических знаний и привел к синтезу Исаака Лурии, раввина из Цфата в Палестине. Сам Лурия ничего не писал, но его учение распространялось на весь еврейский мир его учениками, например таким как Хаим Виталь.
Особенности лурианской каббалы
Несмотря на столь проработанное мифологическое видение, лурианская каббала была твердо ориентирована на человека. Каждый человек был обязан участвовать в работе по восстановлению (тиккун) мира в его первоначальное состояние.
До обретения собственного спасения неспасенные были обречены на цикл перевоплощений.
Лурианская каббала была строго ритуальна и ориентирована на молитву, и все они, как считалось, служили цели тиккун .
Однако именно сефиротско-зоарическая каббала стала наиболее известной благодаря выдающимся академическим исследованиям, проведенным одним человеком, Гершомом Шолемом.
До него ученые избегали изучения каббалы как иррациональной и устаревшей веры. Тем не менее благодаря усилиям Шолема академия обратила внимание на результаты его исследования.
Сегодня ученые-каббалисты, такие как Моше Идель и Йозеф Дан, продолжают традицию, заложенную Шолемом, и привносят новые перспективы в её изучение.