Целительство

Принципы гомеопатии

7 основных принципов гомеопатии в свете представлений Самуэля Ганемана...

Гомеопатия — детище Самуэля Ганемана, немецкого врача, практиковавшего в начале XIX века. Будучи молодым врачом, Ганеман был недоволен господствующей теорией медициной его эпохи, которая часто применяла суровые и сомнительные меры, такие как кровопускание, насильственное очищение, трепанация черепа и предписание чрезмерных доз лекарственных препаратов. Тогда же он и разработал концепцию принципов гомеопатии.

Принципы и законы гомеопатии по Ганеману

Собственный опыт и наблюдения привели его к предложению принципиально нового подхода к лечению больных — гомеопатии, что можно перевести как «лечение лекарством подобным болезни». Гомеопатия основана на нескольких основных принципах, разработанных Ганеманом, которые я попытаюсь обобщить ниже.

Самуэль Ганеман

1. Принцип «похожего»

Этот принцип, который по праву считается основным принципом гомеопатии, был опорой для нескольких известнейших врачей, таких как Гиппократ, Парацельс или Георг Шталь.

Принцип утверждает, что лечение должно быть сходным, а не противоположным болезни.

Другими словами, пациенты должны принимать лекарства, которые явно «стимулируют» болезнь. Это может показаться довольно абсурдным в наше время, когда «само собой разумеется», что лекарство должно быть антагонистом болезни.

Так, когда в нашем организме развивается инфекция, мы принимаем антибиотики, чтобы «подавить» или «устранить» её. Кто бы даже подумал о том, чтобы принять что-то, что усилит её внешнее действие?

Сила человека

Мнение. Тем не менее, некоторые известные врачи, в том числе Ганеман, считали, что лекарство с противоположным заболеванию действием только подавляет симптомы, не решая реальной проблемы. Инфекция может быть подавлена или устранена в своём проявлении, но она найдёт какой-то другой выход, чтобы проявить себя.

По мнению Ганемана, это происходит потому, что болезнь по сути глубже, чем то, чем мы обычно её считаем. Болезнь — это духовная сущность, а не физическая.

2. Теория жизненной силы или «витализм»

Гомеопатия принадлежит целой плеяде учёных и философов, которые верили, что за кажущейся материальностью вселенной стоит духовная сила, организующая материю. К сторонникам этой теории относятся Аристотель, Гиппократ, Парацельс, Ван Гельмонт, Шталь, Бергсон, Дриш и другие.

Мудрые учёные

Ганеман разделял эту точку зрения, утверждая, что тело приводится в движение духовной силой, которую он назвал «dynamis», отвечающей за поддержание и регулирование состояния тела.

Задолго до того, как идеи гомеостаза и иммунитета были введены в медицину, он считал, что тело обладает способностью к саморегуляции. Однако он также считал, что, когда болезнь берет верх, тело больше не может защищать себя, и именно тогда должен вмешаться врач.

3. Болезнь, как духовная сущность

Как упоминалось выше, Ганеман считал, что болезнь — это не её физическое выражение, это не «язва желудка», например, а духовный дисбаланс, который в конечном итоге становится болезнью.

Он лечит больного травами

Он считал, что болезнь атакует жизненную силу тела на духовном уровне, и, преодолев её, тело затем настигает болезнь физическая. Однако на самом деле болезнь можно победить не путем борьбы с физической болезнью, а путем обращения к её духовному источнику.

4. Лечение подобным

Согласно закону подобия, устранение болезни осуществляется лекарством, подобным болезни. Другими словами, Ганеман искал растения, действие которых на здорового человека было бы похоже на болезнь.

Например, хининовая кора, принятая здоровым человеком, может вызвать у него небольшую лихорадку.

Поэтому Ганеман использовал хинин для лечения лихорадки у больных. Это выявление воздействия лекарств на здоровый организм проводилось методично, часто путем проверки на себе.

Ганеман утверждал, что он принимал десятки лекарств, чтобы проверить их действие. Его приверженность экспериментам в медицине сделала его одним из первых врачей, применивших строгие эмпирические тесты.

5. Минимальные дозы препаратов

Ганеман признал, что многие из растений, которые он прописывал, вызывали у человека серьезную, даже, иногда, смертельную реакцию. Например, если пациенту прописали белладонну для лечения определенного заболевания, прием её в больших дозах мог легко поставить под угрозу его или её жизнь.

Маг травник

Ганеман приписывал этот эффект реакции того, что мы сейчас назвали бы иммунным ответом организма.

Он понял, что эта реакция может быть слишком сильной и слишком опасной, чтобы принести пользу пациенту.

Вместо этого он считал, что если лекарство будет достаточно разбавлено, это позволит организму приспособиться к лечению и не реагировать на него в негативной форме.

Разбавление достигается путем смешивания одной капли растительной настойки с десятью частями воды и энергичного встряхивания. Этот процесс повторяется несколько раз. После десяти разведений по закону Авогадро от вещества не останется ни одной «молекулы».

Этот факт заставил многих скептиков высмеивать гомеопатию за то, что она не оставляет никаких следов растения в лекарстве. Однако для гомеопатов чем выше степень пропорции, тем выше эффективность итогового лекарственного средства.

6. Замещение болезни

Ганеман считал, что при приеме лекарства, схожего по своему воздействию на организм с последствиями заболевания, «физическое заболевание» настигает «лекарственное заболевание». Средства гомеопатии заменили болезнь на духовном уровне, изменив её собственными схожими проявлениями.

 

Бабушка лечит девочку травами

После того, как пациент начал осуществлять лечение, его тело начинает «болеть» от воздействия лекарственного растения, а не от самой болезни. Болезнь ушла, и остались только страдания, вызванные слабой реакцией тела на лекарственный препарат. Однако организм, освободившись от реальной болезни, снова смог поддерживать собственное здоровье, и вскоре все негативные последствия исчезают, оставив тело полностью здоровым.

7. Правило целостности или холизм

Ганеман осуждал медицину своего времени, которая боролась с болезнями локально. Он твердо считал, что болезнь, как духовная сущность, поражает всё тело, даже если она может проявляться локально.

Вывод. Лечение должно было касаться всей системы организма, а не только одной его части. В этом Ганеман показал себя холистическим и системным мыслителем передовых взглядов, с его настойчивым обращением к телу как когерентному и саморегулирующемуся целому.

Это чрезмерно упрощенный взгляд на позицию Ганемана по гомеопатии. Что примечательно, так это то, что спустя два столетия эти принципы по-прежнему считаются основой гомеопатической медицины. Это доказывает проницательность Ганемана, верность его наблюдений и экспериментального подхода к теории медицины.

Публикации по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»